Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Счастье выпадает тому, кто его не ждёт. (Японская пословица)

Специалистов в какой области, по вашему мнению, не хватает в современной России?


Производство (квалифицированные рабочие) (24%; 21 чел.)


Медицина (20%; 17 чел.)


Образование (15%; 13 чел.)


Производство (инженерный состав) (13%; 11 чел.)


Местное самоуправление (10%; 9 чел.)


Фундаментальная наука (5%; 4 чел.)


Оборона (2%; 2 чел.)


Политика (2%; 2 чел.)


Экономика (2%; 2 чел.)


Музыка (2%; 2 чел.)


Другое (2%; 2 чел.)


Энергетика (1%; 1 чел.)

Проголосовало: 86
Список...  В начало...

 

Что же еще обложить налогом? Да хотя бы... бороду!!!

№20 (221) от 24-09-2012

«Налогообложение — это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка»

Жан-Батист Кольбер, интендант финансов при Людовике XIV



Петр I прослыл в российской истории как великий реформатор. Его реформы довольно креативны для России того времени. Сложно недооценить изобретательность царя в налогообложении. Достаточно вспомнить хотя бы пошлину на ношение бороды.


Обратимся к истории. Вернувшись в августе 1698 года из своей поездки по Европе, Петр Алексеевич решил раз и навсегда покончить с устаревшей традицией «бородатой Руси» и приобщить народ к европейской культуре. Он собственноручно начал процесс преображения русского человека в европейца, велев на собрании бояр принести ему ножницы. Затем публично остриг бороды нескольким знатным боярам. От такой выходки бояре испытали настоящий шок. Но царь был непреклонен. И вот 5 сентября 1698 года по его указу на Руси был введен налог на бороды.


А в 1699 году в знак подтверждения уплаты такого налога выпускается своего рода квитанция об уплате — медный жетон. Жетон, отчеканенный в 1699 году, сохранился до наших дней, причем в единственном экземпляре. Эта историческая реликвия находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. На его лицевой стороне изображена борода и надпись «Деньги взяты». В течение последующих годов жетоны видоизменялись, но лицевая сторона особых изменений не претерпевала.


К концу 1699 года требование брить бороды распространилось почти на все группы городского населения. Тех, кто уклонялся от уплаты налога, подвергали штрафным санкциям, а за неуплату штрафа ссылали на каторгу.


В 1705 году Петром Алексеевичем был издан очередной указ, гласивший, что с этого времени брить бороды и усы обязано все мужское население, кроме крестьян, священников и монахов. Увеличились и суммы пошлин, но теперь они, заметьте, зависели от сословности и имущественного положения. Ношение бороды отныне стало очень дорогим удовольствием. Так, например, согласно установленной тарифной сетке, ямщики и другие чины московских жителей за небритую бороду должны были платить 30 рублей ежегодно. По тем временам немалые деньги, так как эта же сумма составляла годовой оклад пешего воина!


Интересно, что крестьяне были освобождены от уплаты пошлины, но только в пределах деревень. Всякий раз при въезде и выезде из города с них взимали по 1 копейке «с бороды».


Лишь московский губернатор Тихон Стрешнев и боярин Михаил Черкасский царской милостью были освобождены от уплаты пошлины и спокойно носили свои бороды.


Пересмотрев свои указы, в 1715 году Петр Алексеевич устанавливает единую для всех пошлину в 50 рублей с человека в год. Но и тут не обошлось без курьезов. Тех, кто не пожелал и на сей раз расстаться с бородой, обязали носить в общественных местах старомодный, неудобного покроя зипун со стоячим воротником. И стоило только бородачу показаться на людях в какой-либо другой одежде, его сразу же штрафовали. И это еще не все! Любой человек мог донести начальству о таком проступке, получить в качестве вознаграждения половину штрафа и одежду преступившего закон. Неспособных оплатить штраф высылали на каторгу отрабатывать сумму штрафа.


Налог на бороду был отменен 6 апреля 1772 года Екатериной II. Его отмена сопровождалась условием, что государственные чиновники, военные и придворные не должны отпускать бороды.


Идея Петра I о введении пошлины с бороды с трудом приживалась на Руси. «Русские мужики» не желали насильно менять свой внешний вид. Они свято верили, что человек создан по подобию божьему. А без бород и в «иноземных нарядах» на иконах изображали «бесов». Бритье бороды в те набожные времена считалось церковным грехом, безбородому священники отказывали в своем благословении. Противясь воле царя, народ поднимал восстания в Астраханской области, Сибири, Томске, Тюмени. Среди лишившихся бороды случались и самоубийства.


Однако страх перед грозным Петром и отсутствие лишних денег на уплату налога перевесили религиозные чувства большинства русских мужчин. Они побрились. Сохранились рассказы о том, что многие сохранили сбритые бороды, наказав детям положить их после смерти в их гробы, якобы в оправдание перед богом.


В наши дни налог на ношение бороды может показаться абсурдным. И все же нельзя не брать во внимание то, что Петр I пришел к власти в то время, когда Россия не была богатым государством. Банальность ситуации в том, что причиной введения налога на бороду был попросту дефицит бюджета. С финансовыми трудностями молодой царь столкнулся уже с первых дней своего царствования. А как же еще пополнять казну, если не изымать средства у подданных, то есть вводить налогообложение? Следом за пошлиной на ношение бороды последовали и другие сборы: поземельный, померный и весчий, привальный и отвальный — с судов, с извозчиков — десятая доля найма, посаженный, пчельный, банный, кожный — с конных и яловочных кож, мельничный — с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, погребной, водопойный, трубный — с печей, с дров, с продажи съестного: арбузов, огурцов и орехов.


Еще большим абсурдом, на мой взгляд, выглядит то, что каждый изобретатель налога организовывал свою канцелярию, чтобы контролировать сбор нововведенного им побора. Так исторически создавался прообраз современного бюрократического аппарата.


Креативности в подходе к налогообложению Петра I, причем реально приносящей доход в бюджет государства, остается только позавидовать, но он не единственный правитель, который обложил налогом бороды подданных.


Еще до Петра, в 1535 году, в Англии Генрих VIII ввел такую же пошлину. Ее сумма зависела от социального статуса носителя бороды. Дочь Генриха VIII, Елизавета I, продолжила традицию: при ее правлении существовал налог с любой бороды, не бритой больше двух недель. Платили за ношение бороды и во Франции XVI века.


Не менее «интересными» выглядят и другие налоги в истории человечества. Чувству юмора их изобретателей остается лишь отдать должное. Вспомним только некоторые из них, самые необычайные и нелепые, как мне кажется:


Налог на тень. Был введен в Венеции в 1993 году. Представьте себе, что его обязаны платить все заведения, которые своими зонтиками и тентами затеняют городские земли. Этот налог неплохо пополняет венецианскую казну, ведь от тени по законам физики никуда не денешься.


Налог на дымовую трубу. Такой весьма нелепый налог пришло в голову собирать с населения правительству Англии в 1660 году. Налог по задумке взимали с каждой печной трубы. Но простые английские домочадцы, решив сэкономить, взялись разбирать трубы так, чтобы пользоваться одной на несколько комнат. Налог пришлось отменить в 1684 году по причине массовых пожаров, случившихся вследствие такой находчивости граждан.


Налог на шляпы. И опять отличилась Англия. В моде конца XVIII века преобладали мужские шляпы. Шляпы носили все мужчины, независимо от достатка и социального статуса. В ответ на моду английское правительство откликнулось введением «шляпного налога», причем хорошо поживилось в основном на зажиточных англичанах, в гардеробе которых было множество шляп. Налог отменили только в 1811 году.


Налог на гражданский брак. Наверняка, вы подумали, что этот налог взимается в какой-либо глубоко религиозной стране. Но как бы не так. Пары, проживающие вместе, решившие не оформлять законно свои отношения, платят в бюджет китайского города Тяньцзинь тысячу юаней в год (около 120 долларов). Налог был принят в 1996 году и взимается до сих пор.


Налог на окна. Такой налог существовал в королевствах Англии и Шотландии в течение XVII и XVIII столетий. Еще одна нелепая попытка хоть как-то наполнить казну. И неудивительно, что отказ от окон, в особенности среди бедного населения, последовал незамедлительно. Окна заколачивались, закладывались кирпичной кладкой. Город Эдинбург особенно отличился в ту эпоху. В этом городе был построен целый квартал домов вообще без единого окна. Однако многие не желали портить внешний вид своих острогов, и на месте замурованных окон на зданиях появлялись окна нарисованные. Несмотря на выходки бюрократов, население не в силах было пошатнуть уверенное в своих действиях правительство, и налог действовал до середины XIX века.


Налог на воробьев. На первый взгляд, смешно, но в Германии в 1789 году правительство осознало, что эти прожорливые птицы уничтожают урожай зерновых. По решению герцога Карла Евгения, налогоплательщики обязаны были убивать 12 воробьев в год и за это получали от властей 6 крейцеров. Те, кто не соблюдали предписаний, пополняли бюджет государства уплатой налога в 12 крейцеров.


Налог на танец живота. Исполнительниц известного танца живота в Египте предостаточно. Так почему бы не обложить их налогом? Этот необычайный налог обязана платить каждая официально зарегистрированная исполнительница танца живота, причем в наши дни! Наверняка, казну Египта такой налог существенно пополняет.


Налог на жизнь. Полный абсурд! Инициатива государства закончилась жестоким бунтом, такой нелепости народ не вынес. Это событие произошло в XIV веке, когда жителей Англии принудили платить налог только за то, что они были живы. Причем все население поголовно. Ни возраст, ни социальное, ни материальное положение — ничто не имело значения! Жив? Плати! Как вам? Кажется нереальным? Ан нет, имело место быть!


Да… Нелегко ныне правящим государственным деятелям под гнетом такой истории изобрести более изысканные и действенные способы пополнения бюджетов. Но, может быть, такие вехи истории остановят их от поспешных действий любой ценой изъять требуемые для существования государства денежные средства. Что ж, поживем — увидим.
 

Автор: Наталья Медникова

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru