Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Трое могут хранить секрет, если двое из них мертвы. (Б. Франклин)

В начало...

 

В БОРЬБЕ ЗА ГРАМОТНОСТЬ

Три эпохи Поля Элюара

Писатель: Элюар Поль , 14.12.1895 - 18.11.1952

Зайцевская Людмила

Эжен Эмиль Поль Грендель, впоследствии ставший поэтом Полем Элюаром, жил в первой половине ХХ века: во времена, которые были наполнены событиями самого разного содержания — войнами, становлением множества жанров в искусстве, расцветом и упадком эстетики, переменой укладов жизни, появлением множества новых имен в литературе, живописи, музыке, образованием кружков и обществ, которые создавались с целью понять и изменить этот мир через искусство, политику, философию... Жизнь Поля Элюара представляет собой своеобразный концентрат событий, эмоционально окрашенных действий и прекрасной поэзии. В данной статье хотелось бы рассказать об Элюаре, разделив его жизнь на три периода, даже три эпохи, связанные с тремя прекрасными женщинами, которые не только были любовью поэта, но и в полной мере направляли его творчество.

1. Гала


Встала она на веках моих,
Косы с моими смешав волосами,
Форму рук моих приняла,
Цвет моих глаз вобрала
И растворилась в моей тени,
Как брошенный в небо камень...

(«Возлюбленная»,
Поль Элюар, 1926 год)


Поль Элюар родился в 1895 году в Сен-Дени, учился в Париже, но из-за проблем со здоровьем был вынужден оставить учебу и переехать в Швейцарию. На одном из Швейцарских курортов в 1912 году происходит первая знаковая встреча будущего поэта, которая станет отправной точкой в его судьбе — Поль Элюар знакомится с Еленой Дьяконовой. На тот момент им было по 17 лет, они были ровесниками, влюбились друг в друга и в 1917 году поженились. Именно Поль Элюар придумал для своей возлюбленной имя Гала, именно Гала стала музой для Элюара, и тот начал писать стихи. Его творческая энергия и открывшийся талант позволили ему написать более ста стихотворных сборников, которые восхищают ценителей поэзии своим тонким вкусом и чувственными белыми строками.

Любовь, рождение дочери и начало творчества парадоксальным образом пришлись на годы Первой мировой войны. Поэт служил на фронте санитаром в госпитале, там же, на войне писал стихи, и во время войны был создан его первый сборник «Долг», подписанный псевдонимом Поль Элюар. Первая мировая война повлияла на целую плеяду европейских авторов — это бесспорный факт. Вне зависимости от того, к какому литературному течению они впоследствии стали себя относить, в каких жанрах творили, — вне зависимости от всего этого война не просто накладывала отпечаток на творчество, она формировала определенный взгляд на мир, на жизнь, на место человека в этом мире и заставляла поднимать в литературе вопросы не только философского, но и социально-политического плана.

Вторая знаковая встреча Поля Элюара произошла в 1918 году с литературным критиком и издателем Жаном Поланом, который и ввел Элюара в творческие круги. Тот начал общаться с творческими людьми и формировать свой собственный круг общения. И, стоит сказать, круг этот был потрясающим. Молодые, полные жажды перемен авторы, творцы и мыслители, желающие перевернуть саму идею литературы, стремящиеся заставить слово быть самоценным само по себе, подчинить творчеству жизнь, а жизнь — творчеству, они мечтали заставить слово изменить мир. Ближе всего Элюар сходится с поэтами Тристаном Тцара, Андре Бретоном и художником Максом Эрнстом. Вместе они начинают формировать новое революционное течение в искусстве, которое Тцара назвал «дадаизм». Дадаизм, если коротко, характеризовался отрицанием устоявшихся канонов, нарочитым отсутствием определенной системы, гипертрофированным цинизмом и разочарованием в жизни. Само понятие «дадаизм» пришло на ум Тристану Тцара, когда тот случайно наткнулся в словаре на слово «дада», которое на разных языках значит совершенно разные вещи. Вот что он писал об этом в 1918 году в одном из своих манифестов: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». 

Стоит сказать, что при всем своем максимализме и категоричном отрицании всего на свете дадаизм возник как одна из реакций на сам факт войны. Логика и рациональность мира были объявлены основными движущими силами, которые развязывают войны, и поэтому при помощи дадаизма его последователи стремились избавить мир от войн и политических распрей. Это слегка наивное течение, тем не менее, стало основой сюрреализма, экспрессионизма и в нем прослеживаются даже зачатки постмодерна. Но, разумеется, ни Элюар, ни его друзья об этом пока не знали и творили новое искусство против войны, искусство против буржуазии, искусство для нового мира. Результатом дадаистических опытов Элюара стали сборники «Животные и их люди, люди и их животные» (1920 год) и «Примеры» (1921 год).

Постепенно Элюар перешел в сюрреализм, это стало его естественным эволюционным ходом как писателя и как личности.  В стихах Элюара вроде бы отсутствуют внешние приметы поэзии в виде рифмы, какого-то особо оформленного ритма, и даже знаками препинания поэт особо не балует, превращая стихотворение в некий поток сознания, поток ассоциаций, цепляющихся друг за друга слов и смыслов. И в этой непохожести, простоте и сложности одновременно, вырабатывается особый, неповторимый стиль Поля Элюара.

Его брак с Галой был довольно счастливым. Свободные отношения внутри семьи были довольно популярны в первой половине ХХ века среди людей искусства, и тот факт биографии, что хороший друг Элюара Макс Эрнст жил долгое время вместе с супругами в одной квартире и Гала не отказывала ему в благосклонности, не вызывает особого удивления. Нет особых документально подтвержденных фактов ревности супругов друг к другу —  напротив, все источники указывают на то, что они любили друг друга и были счастливы, несмотря на свою периодическую неверность и некоторую странность поступков. К примеру, в 1926 году, накануне выхода своего сборника «Умирать оттого, что не умираешь» Поль Элюар вдруг пропадает. Ни Гала, ни его близкие друзья не были поставлены в известность о его местонахождении, и лишь спустя значительное время поэт присылает письмо жене, в котором сообщает о том, что он решил немного попутешествовать вокруг света. Путешествие длилось семь месяцев. Конечно, впечатления, полученные во время путешествия, стали для Элюара очередной порцией вдохновения и нашли отражение в его творчестве. 

В 1929 году Элюар и Гала знакомятся с Сальвадором Дали, и после 12 лет брака Гала разводится с поэтом и становится женой и музой художника. Испытывая сильные эмоции по этому поводу, Дали пишет «Портрет Поля Элюара», объясняя свой акт творчества тем, что чувствовал «обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».


2. Нуш


Нет невозможно
                       Знать меня лучше чем ты
                 В твои глаза мы падаем как в сон
                       С тобой вдвоем
                       Они меня огнями одарили
                       На зависть всем ночам
                       В твои глаза пускаюсь я как в путь
                       Они дают движениям дорог
                       Свободу от земного притяженья
                       В твоих глазах меняют облик свой
                       Все те кто открывает перед нами
                       Безмерность одиночества
                       Нет невозможно
                       Знать тебя лучше чем я.

(«Плодоносные глаза»,
Поль Элюар, 1936 год)


Покинутый поэт не долго оставался в одиночестве — судьба приготовила ему яркий и прекрасный дар: в 1930 году Элюар влюбляется в Марию Бенц, талантливую и экспрессивную женщину, которая была известна под псевдонимом Нуш. Она была моделью, танцовщицей, писала стихи, увлекалась акробатикой и ко всем своим талантам обладала притягательной и хрупкой красотой. Среди множества поклонников она выбрала Поля Элюара и стала его женой. Самые нежные и тонкие стихи о любви в творчестве Элюара были посвящены Нуш. 

В плане тематики творчества, да и вообще рассматривая жизненные интересы поэта, можно сказать, что он гармонично сочетал в себе нежного лирика и довольно активного политического деятеля. В своем творчестве он не только воспевал любовь и красоту, но и старался повлиять на жизнь общества. Элюар вступил в коммунистическую партию, вместе с Пабло Пикассо выступал против франкистского движения в Испании, был активным членом сопротивления и писал антифашистские стихи, публикуя их под разными именами. В 1937 году Пикассо пишет по заказу испанского правительства свою знаменитую «Гернику» — картину в память об уничтоженном фашистскими самолетами городке Герника (Испания). Эта картина вдохновила Элюара на поэму «Победа Герники». Пикассо и Элюар до конца дней оставались лучшими друзьями.

Когда началась Вторая мировая война, поэт участвовал в борьбе подпольщиков против нацистов, оккупировавших Францию. В начале 40-х он пишет три сборника «Открытая книга I», «Открытая книга II» и «На нижних склонах», в которых поэт не только выражает свою боль, но и поднимает боевой дух воинов. Его стихотворение «Свобода» было напечатано на листовках, которые разбрасывались на города оккупированной Франции с самолетов.

Нуш вместе с мужем вела активную социальную жизнь и участвовала в подпольном движении. Она была для Элюара поддержкой и источником силы, и поэт писал о ней: «Без нее моя жизнь была бы невозможна». Ее обожали все друзья Элюара и, по отзывам современников, несмотря на свои многочисленные таланты, Нуш была довольно скромной женщиной для Парижа того времени, но всегда с удовольствием участвовала в собраниях сюрреалистов, в их творческих играх и прочей деятельности группы. Она была моделью на фотографиях, картинах, сама занималась составлением коллажей, но совершенно не гнушалась роли второго плана при талантливом муже, довольствовалась ролью музы и, в сущности, о ее жизни известно намного меньше, чем хотелось бы. 

После войны насладиться счастьем мирного времени супругам не удалось — Нуш внезапно умерла от эмболии. Поль Элюар переживал ее смерть очень тяжело, его дочь Сесиль, а также Пабло Пикассо и другие друзья старались проводить с ним больше времени, чтобы не оставлять наедине с горем, ведь неизвестно, во что бы это горе могло перерасти. Но Элюар свою скорбь выразил в стихах — он создал два сборника («Лишнее время» и «Памятное тело»), посвященных Нуш, в которых пронзительно, трогательно и с большой любовью передал свои чувства к жене и боль утраты.

Чтобы как-то справится с горем и самому не выпасть из жизни, Поль Элюар после смерти Нуш погружается в общественную деятельность. Он путешествует с миротворческими миссиями по разным странам, читает лекции о сюрреализме, участвует в конгрессах и продолжает много работать.


3. Доминик

Мы двое крепко за руки взялись
Нам кажется что мы повсюду дома
Под тихим деревом под черным небом
Под каждой крышей где горит очаг
На улице безлюдной в жаркий полдень
В рассеянных глазах людской толпы
Бок о бок с мудрецами и глупцами
Таинственного нет у нас в любви
Мы очевидны сами по себе
Источник веры для других влюбленных.

(«Мы двое»,
Поль Элюар, 1951 год)


В 1950 году судьба снова посылает истерзанному сердцу поэта утешение. На мирном конгрессе, проходившем в Мехико, Поль Элюар встречает Доминик Лемор. Эта женщина становится последней его любовью. Она была заботливой, очень милой и полной жизни. Доминик была на 20 лет моложе Элюара, она делилась с ним своей энергией, и тот ей был очень благодарен за преданность и любовь и отвечал полной и нежной взаимностью. Доминик была сильной и достойной восхищения, она смогла вернуть поэту угасающую молодость и жизненные силы. Свидетелем на их свадьбе был Пабло Пикассо и он сравнил ее со скалой в Гибралтаре, настолько сильное впечатление она производила.

Супруги жили в небольшой квартире в Шарантоне, рядом с зоопарком, ездили отдыхать в Сен-Тропе. Элюар не переставал вести общественную деятельность, ездил по разным странам и писал стихи. Будучи убежденным сторонником коммунистических взглядов, он, посетив СССР в 1952 году как представитель французской культуры, назвал его «зеркалом» и «великой страной, освещающей путь».

Доминик и Поль прожили вместе всего два года, и за эти годы были написаны стихи, исполненные любви, мудрости и понимания. В 1951 году выходит последний поэтический сборник Поля Элюара «Феникс» со стихами, посвященными Доминик. В 1952 году Поль Элюар умер. 18 ноября он прочитал утренние газеты и вскоре позвал жену — у него остановилось сердце. 

Илья Эренбург в своей книге «Люди, годы, жизнь» пишет об Элюаре: «Он всегда писал о любви. Перед молодым фронтовиком была Гала, перед зрелым поэтом — Нуш, в последние годы — Доминик, но стихи Элюара не летопись сердечных событий, не прославление петрарковской Лауры или другой женщины — это стихи о любви, и любой любящий может их принять за выражение своих чувств. Поэтический гений — это не только исключительная сила слов, это исключительная глубина, острота чувствований, она позволяет «самовыражению» стать выражением современников, а порой и правнуков... Сложность поэзии Элюара в ее сжатости, трудность в простоте. Его стихи почти непереводимы — они слишком зависят от облика слова, его звучания, связанных с ним ассоциаций... Стихи его кажутся зыбкими, невесомыми, как тень листвы или утренняя роса, и, однако, они остаются в памяти, стоят вдоль дороги жизни, как старые чинары или как каменные статуи». 


Источники информации:
http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post247328077/
http://www.vm.ru/news/2013/11/18/proshchaj-zhe-grust-10-izvestnih-stihotvorenij-polya-elyuara-223147.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Элюар,_Поль
http://www.people.su/128412
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/290199
В статье использованы стихи Поля Элюара в переводе М. Н. Ваксмахера.


МОЙ КОММЕНТАРИЙ

В борьбе за грамотность /

Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения

Комментарий: *

Имя/псевдоним: *
   Заменить картинку
Символы на картинке: *
В борьбе за грамотность /

Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения

Текст: *

Файл изображения:
(не более 5 Мб, в формате gif,png,jpeg)
Контактный e-mail: *

Согласен (согласна) получать ответ на указанный e-mail
Имя/псевдоним: *
   Заменить картинку
Символы на картинке: *
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru