Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Заблуждение не перестаёт быть заблуждением оттого, что большинство разделяет его. (Л. Н. Толстой)

Считаете ли Вы необходимым ввести административную ответственность за ошибки в русском языке дикторов телевидения и в печатных изданиях?

Да
Нет
Только в печатных изданиях
Только на телевидении
Не знаю
Мне все равно

Проголосовало: 790
Архив опросов

 

В БОРЬБЕ ЗА ГРАМОТНОСТЬ

Вокзал

Слово «вокзал» происходит от названия небольшого парка и центра развлечений Воксхолл (англ. Vauxhall, по фамилии его владелицы Джейн Вокс (Jane Vaux)) недалеко от Лондона.

В ХIII веке король Англии Иоанн Безземельный подарил нормандскому рыцарю Воксу де Броте участок земли на берегу Темзы. Он переходил по наследству к его потомкам. И в 1661 году одна из них, Джейн Вокс, открыла здесь «Новый весенний сад» для загородных увеселений местной аристократии, который и стали именовать Воксхолл. Здесь устраивали фейерверки и гуляния. Для балов и концертов был построен большой зал (англ. hall). В 1732 году тут появляются рестораны и оранжереи, балаганы и аттракционы.

Мода на подобные увеселительные парки постепенно распространяется на всю Европу, в том числе и на Россию. В 1775–1776 годах годах иностранный антрепренер Мельхиор Гроти открывает в Москве такой сад. Интересно, что в названии этого парка английское воксхолл трансформируется в русское воксал. Дальнейшая его трансформация в вокзал произошла под влиянием слова «зал». Воксал Гроти был первым платным воксалом в России. Вот как вспоминает о нем французский дипломат Мари Даниель Бурре де Корберон: «В конце гульбища пруд, на берегу которого музыка; играют несколько духовых инструментов, каждый особым тоном, это как-будто бы разчлененный орган, довольно похожий на вечернюю игру Савояров на Парижских улицах. С наступлением сумерок сад освещается лампами. На возвышении просторный покой, где танцуют и играют. Воксал открыт до 2-х часов утра; входная плата один рубль».

В 1783 году англичанин Майкл Мэддокс открывает на Таганке в Москве «Большой Воксал». Он находился в саду с прудом и боскетами, где находились павильоны, оркестры и буфеты. Представления шли на летней площадке прямо в саду, в ненастную погоду — в «комнатном театре». После них устраивали бал или маскарад, завершавшийся ужином.

В 1793 году первый общественно-увеселительный сад открывается в Санкт-Петербурге — «Воксал в Нарышкинском саду». Здесь был открыт танцевальный зал, в котором играли два оркестра — «бальной и роговой музыки», сцена, на которой разыгрывались пантомимы и «сжигались потешные огни», а иногда устраивались и большие представления. Нередко здесь выступали «заезжие» актеры, «мастера разных физических, механических и других искусств, музыканты горлые, на органах и лютне, искусники разных телодвижений, прыгуны, сильные люди, великаны, мастера верховой езды, люди со львами и другими редкими зверями ».

Теперь становится понятно, почему в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «воксалъ» имеет такое значение: «сборная палата, зала для гульбищ, сходбище, где обычно бывает музыка».

В XIX веке слово «вокзал» только начало приобретать свое современное значение. Начало этому процессу положило строительство Царскосельской железной дороги в 1836-1837 годах. Франц Антон фон Герстнер, чешский инженер, возглавлявший строительство, предложил построить рядом с конечными железнодорожными станциями увеселительные заведения — вокзалы, дабы привлекать к поездкам модную столичную публику. Под такими заведениями он подразумевал сочетание гостиницы, ресторана, зала для танцев и концертов и железнодорожной станции. Вот что он писал в докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск»: «На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого». Такое здание как раз и было построено в Павловске. Среди прочего здесь был оборудован концертный зал, который явился первым постоянным концертным учреждением России и стал центром музыкальной жизни Петербурга на многие десятилетия, вплоть до начала ХХ века. Здесь выступали выдающиеся русские и зарубежные музыканты, в частности на протяжении десяти сезонов выступал Иоганн Штраус-сын.

Таким образом, благодаря тому, что близ конечной железнодорожной станции в Павловском парке было построено такое здание, называвшееся вокзалом, со временем все пристанционные постройки для пассажиров стали именовать вокзалами.


(Компиляция И. Ушкалова из источников:
1. http://www.slovopedia.com/22/194/1631778.html
2. http://statehistory.ru/4806/O-proiskhozhdenii-slova-vokzal/
3. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30766/
4. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Corberon/text1.phtml?id=2207)

В борьбе за грамотность /

Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения

Текст: *

Файл изображения:
(не более 5 Мб, в формате gif,png,jpeg)
Контактный e-mail: *

Согласен (согласна) получать ответ на указанный e-mail
Имя/псевдоним: *
   Заменить картинку
Символы на картинке: *
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru