Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар. (Б. Шоу)

Считаете ли Вы необходимым ввести административную ответственность за ошибки в русском языке дикторов телевидения и в печатных изданиях?

Да
Нет
Только в печатных изданиях
Только на телевидении
Не знаю
Мне все равно

Проголосовало: 1146
Архив опросов

 

Жемчужины России: усадьбы Москвы

№03 (230) от 28-01-2013

Для меня, историка по образованию, нет ничего приятнее, чем прикоснуться к истории. Именно встречи с историей «вживую», возможность походить по историческим местам, потрогать предметы, которые разменяли уже не первое столетие и стали для меня тем самым, что привлекло к изучению истории в свое время. Никакие музеи с их сигнализациями и пуленепробиваемыми стеклами, за которыми спрятаны экспонаты, не заменят мне прогулок по местам, где когда-то обитали люди других эпох.


На этот раз мне повезло погулять по историческим усадьбам Москвы, причем именно в то время года, когда они прекраснее всего — зимой. Засыпанные нехоженым снегом, практически пустые (т. к. желающих гулять по улице в снег и мороз найдется немного) они как нельзя более передали исконно русский дух, и казалось, что еще чуть-чуть — и появится тройка лошадей, везущая карету с барынями...


Жемчужина Европы


Усадьбу Кусково, построенную в XVIII в. по заказу графов Шереметевых, с гордостью называют «жемчужиной Европы». И действительно, эта летняя резиденция богатейших дворян России поражает своей изысканной архитектурой и убранством.


Кусково как поместье впервые упоминается еще в начале XVI в. Его тогдашним владельцем был А. А. Пушкин, который обменял Кусково на вотчину Шереметевых под Бежецком. Таким образом Кусково перешло во владение Василию Андреевичу Шереметеву. Однако в то время это был просто участок земли. В 20-е гг. XVI в. на территории Кусково были только деревянная церковь и боярский дом, а также деревня с крепостными. Усадьбой же Кусково стало благодаря Борису Петровичу Шереметеву (1652—1719 гг.), который выкупил его у своего младшего брата Владимира.


Архитектурный ансамбль усадьбы сложился при сыне Бориса Петровича — Петре Шереметеве, который, женившись на наследнице А. М. Черкасского, присоединил к Кусково село Вешняково. В 1750—1770 гг. на территории Кусково была построена усадьба — красивейший дворец в барочно-рокайльном стиле, пруды, разбит парк. Примечательно, что строили усадьбу крепостные архитекторы: Федор Аргунов и Алексей Миронов.


Усадьба, рассчитанная на прием 30 000 человек, была построена для того, чтобы устраивать пышные банкеты. Для развлечения гостей были построены несколько павильонов, оранжерея, кунсткамера, беседки, охотничий домик и даже зверинец. По пруду, расположенному рядом с домом, можно было прокатиться на небольших гребных судах.


С 1918 г. усадьба Кусково является музеем, посетить который можно в любое время года. Сохранилась она прекрасно: территория парка ухожена, а внутреннее убранство помещений просто великолепно.


Самым большим строением в усадьбе является Большой дом, или, скажем прямо, дворец. Он был возведен в 1769—1775 гг. под руководством архитектора Карла Бланка (так утверждает официальный сайт музея-усадьбы, хотя есть версии, что Карл Бланк на самом деле не имеет никакого отношения к строительству). Дом этот был построен как место для летних приемов гостей.


Двухэтажный Голландский домик — самый ранний сохранившийся увеселительный павильон Кусково, его строительство относится к 1749 г. Этот дом возводился как напоминание о любви Петра I к Голландии. Расположенный на берегу пруда, он был призван создавать иллюзию дома, находящегося у канала.
В 1755 г. был построен Итальянский домик — милейшее строение, предназначенное для небольших приемов. Даже в то время Итальянский домик во многом напоминал музей, т. к. соответствовал модному в те годы стилю собирания «раритетов».


В 1765—1767 гг. был возведен еще один павильон — Эрмитаж (в переводе — «хижина отшельника»). Название вполне передавало суть: Эрмитаж был предназначен для уединения избранных гостей графа во время шумных балов. Второй этаж павильона был абсолютно уединенным, даже для подачи напитков и еды использовали лифт-стол. Архитектором Эрмитажа был К. Бланк. Большая часть внутреннего убранства павильона утеряна, поэтому для посещений он закрыт. Однако в Эрмитаже довольно часто проводятся различные выставки, посетив которые можно посмотреть и павильон.


Самым, по моему мнению, оригинальным сооружением усадьбы является павильон «Грот». Это маленькое полусказочное строение не может не притягивать к себе взгляд. «Грот» («grotto») в переводе с итальянского означает «пещера», хотя более точно, наверное, было бы «пещера Али-Бабы». Построенный в стиле барокко «Грот» щедро украшен скульптурами, мозаиками и цветным стеклом. По замыслу архитектора Ф. Аргунова, он должен был олицетворять стихии воды и камня, и замысел этот был воплощен очень наглядно. «Грот» — это единственное строение такого стиля в России, которое сохранило внутреннюю отделку с XVIII в. Словом, если бы мне пришлось выбирать, куда поехать еще раз, именно «Грот» попал бы в список обязательных мест.



Подмосковный Кремль



Усадьба Коломенское, бывшая некогда царской резиденцией, сегодня представляет собой музей-заповедник, который можно посетить в любое время года. Сотрудники усадьбы с вполне оправданной гордостью заявляют, что Коломенское — одно из самых древних мест Москвы. Здесь находят археологические памятники каменного века (V–III тыс. до н. э.), а в I тыс. и до н. э. здесь обитали финно-угорские племена.


В истории села Коломенского можно найти отражение всей истории Москвы. Его основателями считаются жители Коломны, которые перебрались сюда после того, как монголо-татары разорили их родной город. Первое документальное упоминание о Коломенском относится к 1336 г.: московский князь Иван Калита передает это село наряду с другими в наследство своему сыну Андрею. А в XIV в. владельцем Коломенского был князь Владимир Серпуховский — сподвижник Дмитрия Донского в знаменитой Куликовской битве.


Древнейшим памятником Коломенского, первое упоминание о котором относится к 1532 г., является церковь Вознесения Господня, которая, согласно легендам, была построена царем Василием III в честь рождения сына Ивана — будущего Ивана Грозного. Это величественное сооружение высотой 62 м и с толщиной стен, достигающей 2,5—3 м, — самое настоящее украшение усадьбы. Также в Коломенском можно посмотреть колокольню, построенную в XVI в., и храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который предположительно был построен в честь венчания на царство Ивана IV.


С воцарением Михаила Федоровича Романова Коломенское превратилось в любимую летнюю резиденцию царя и его двора. Именно по его указу здесь был построен деревянный дворец. При следующем царе, Алексее Михайловиче, Коломенское превратилось в парадную резиденцию — настоящий подмосковный Кремль. При нем здесь был построен еще один деревянный дворец, который считается вершиной и образцом русского деревянного зодчества.


Еще одной славой Коломенского той эпохи были сады, в которых росло огромное количество фруктовых деревьев, а также дубы, кедры и другие растения, считавшиеся диковинками.


Петр Алексеевич проводил в Коломенском гораздо меньше времени, чем предшественники. Однако именно здесь он часто устраивал свои «военные потехи», а впоследствии — праздновал военные победы. И именно Петр I позаботился о сохранности усадьбы, повелев поднять деревянные строения на фундамент. К сожалению, этот дворец, так же как и построенный впоследствии дворец Екатерины II, до наших дней не сохранился.


В наше время в Коломенском можно полюбоваться такими сооружениями, как церковь Вознесения Господня, церковь Святого Георгия с Колокольней, ансамбль передних ворот, церковь Казанской иконы Божией матери, домик Петра I, церковь Святого великомученика Георгия Победоносца и многими другими, более мелкими сооружениями. Основные музейные коллекции располагаются в исторических зданиях Приказных палат и Сытного двора. Примечательно, что в Коломенском собраны экспонаты, которые относятся не только непосредственно к истории усадьбы, но и к истории Руси в целом. Основатель музея П. Д. Барановский положил начало сбору в Коломенском различных исторических экспонатов из разных городов России. Здесь есть и части архитектурных строений (лепнина, дерево), и их реконструкции, иконы, золотые изделия и многое другое. Нельзя не упомянуть о деревянном домике Петра I, построенном еще в 1702 г., а в 1934 г. перенесенном в Коломенское из Архангельска.


В общем, Коломенское — это настоящий кладезь для любителей истории, пожалуй, каждому из сохранившихся или привезенных на его территорию памятников можно уделить целую статью. Я же только скажу, что Коломенское — чудное тихое место, по которому очень приятно прогуляться, насладиться духом Руси и подышать свежим воздухом.



Красота, восставшая из руин



Если Коломенское сохранило дух Руси, то всю пышность и изящество Российской империи можно ощутить, побывав в усадьбе Царицыно.


Как следует из названия, усадьба эта была одной из императорских резиденций, а заложила ее Екатерина II в 1776 г. Ее возведением руководили два известных архитектора — В. И. Баженов и М. Ф.Казаков. Стиль усадьбы довольно примечателен: это единственный дворцовый комплекс, который построен в стиле русской готики. А окружает романтичные и изящные здания усадьбы прекрасный пейзажный парк.


Место, где в наше время находится усадьба, имеет богатую историю. В древние времена здесь обитали племена вятичей, в более поздние они принадлежали знатным княжеским родам. Во время одной из поездок императрица Екатерина II была так поражена красотой этих мест, что выкупила селение (оно тогда носило не слишком благозвучное название Черные Грязи) у его владельца С. Д. Кантемира и дала ему название Царицыно, повелев построить здесь загородную усадьбу. Произошло это в 1775 г.


Екатерине новая усадьба так приглянулась, что она уделяла ее строительству немало времени и средств. Однако со временем ее энтузиазм (а как говорят некоторые исследователи — и хорошее отношение к архитектору Баженову, который занимался строительством) угас, и свершилось беспрецедентное событие — практически построенный дворец, отличающийся редкостной красотой, был разобран, т. к. не понравился императрице. Существует немало версий относительно того, почему Екатерина приказала уничтожить творение Баженова, однако достоверных сведений по этому вопросу не сохранилось. Примечательно, что немилость коснулась только Большого дворца, все остальные постройки разрушать не стали.


После отставки Баженова строительством Большого дворца в Царицыно занялся его ученик, М. Казаков. Здание по большей части было построено, однако внутреннюю отделку завершить не удалось: Екатерина II скончалась, а ее сыну усадьба не понравилась и средств на завершение строительства он не выделил.


Со времен Александра I парк в Царицыно стал излюбленным местом прогулок москвичей, там были возведены беседки, оранжереи и павильоны. Никому из последующих правителей России усадьба не приглянулась, первые реставрационные работы начали проводиться только в годы советской власти. Однако своего расцвета эта потрясающая по красоте усадьба достигла в конце XX — начале XXI вв. В 1984 г. Царицыно, которое к тому времени можно было назвать скорее руинами, чем усадьбой, получило статус музея, а затем стало памятником истории и культуры федерального значения с соответствующим финансированием.


В 2007 г. усадьба Царицыно вместе с прилегающим к ней парковым ансамблем была не только восстановлена в первоначальном виде, но стала такой блестящей и красивой, какой не была никогда в своей истории.


Каждое строение в усадьбе красиво и уникально. Самое большое из них — многострадальный Большой дворец — красивейшее строение, в котором расположен музей. Неподалеку расположены Хлебный дом и Средний дворец (Оперный дом). Незабываемое впечатление производят мосты — сказочный Фигурный и более строгий Большой мост через овраг. Любителям романтики несомненно придутся по душе гроты, которые находятся в дальней части парка, беседка «Храм Цереры» и Большой и Малый гротесковые мосты. А еще на территории Царицыно можно увидеть самые настоящие могильники-курганы, сооруженные племенами вятичей.


Порадует Царицыно и тех, кто предпочитает отдых на природе. Парк в усадьбе действительно красив: стройные ряды деревьев, аллеи, оранжереи, необыкновенной красоты пруды с лебедями и утками и смотровые площадки, которые позволяют увидеть все это великолепие в полной мере.


О красотах Царицыно и его истории можно написать, пожалуй, целую книгу. Даже его реконструкция до сих пор вызывает бурные дебаты и споры между историками, реставраторами и простыми москвичами. Я же в завершение могу сказать только одно: Царицыно, несмотря ни на что, — одно из самых красивых мест, которые мне довелось повидать. Здесь вполне можно провести целый день, прогуливаясь по аллеям, рассматривая архитектурные сооружения и наслаждаясь тишиной и природой.  

Автор: Анастасия Тищенко

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru