Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Повелевать собою — величайшая власть. ( Сенека)

Считаете ли Вы необходимым ввести административную ответственность за ошибки в русском языке дикторов телевидения и в печатных изданиях?

Да
Нет
Только в печатных изданиях
Только на телевидении
Не знаю
Мне все равно

Проголосовало: 721
Архив опросов

 

Легенда земли русской: Китеж-град

№16 (243) от 23-07-2013

В легендах многих народов, населяющих нашу планету, есть рассказы о затопленных городах. Возможно, некоторые из них имеют вполне реальную основу, ведь во многих регионах бывали сильные наводнения, которые (доказанный факт) уничтожили немалое количество городов, а их жителей заставили переселиться в более благополучные места. Сюжет таких легенд, приукрашенный сказителями, примерно одинаков: за грехи бог (боги) посылают жителям города наказание в виде наводнения. Спасаются только праведники, которые и «приносят» в другие места «уроки» своего погибшего города.

Есть подобное сказание и среди русских легенд. Это сказание о Китеж-граде. Однако у нашей русской легенды есть весьма интересная особенность: Китеж-град был затоплен не в наказание, напротив, его затопление стало результатом горячих молитв благочестивых жителей о спасении от хана Батыя.

Легенда


Согласно легенде, погружение Китежа под воду произошло во время нашествия на Русь хана Батыя. В неравной битве у городка Малый Китеж (Городец) русский князь Юрий Всеволодович потерпел поражение и тайно отступил к озеру Светлояр, посреди которого на острове был расположен город Большой Китеж. Хан Батый сумел пытками выведать у одного из захваченных им людей князя, куда ушла русская рать, и уже спустя несколько дней подошел к озеру. Разгорелся бой, князь Юрий погиб, однако жители Китежа так молились Богу, чтобы иноверцам-татарам не достались на разграбление православные храмы, что Бог внял их молитвам и погрузил город под воду вместе с его праведными жителями. Впрочем, версий исчезновения города немало: погрузился под воду, провалился под землю, даже просто стал невидимым.
Однако суть в том, что город не погиб. В благочестии и уважении его жители живут и по сей день, скрытые от остального мира. Легенда гласит, что и в наше время, если присмотреться, можно увидеть в тумане над озером очертание города и услышать колокольный звон. Однако для всего мира Китеж появится только перед концом света. Впрочем, как гласит легенда, человек без грехов и сейчас может попасть в город праведников.
Таким образом, легенда о Китеж-граде в корне отличается от основной массы своих зарубежных аналогов. По своей идее она полностью им противоречит. История о Китеж-граде — это светлая легенда, которая дает надежду на лучшее, а не карает.
Однако есть и другой вариант легенды, который тщательно замалчивался в период большого влияния православной религии, т. е. до Великой Октябрьской революции. Это языческий вариант легенды, согласно которому Китеж-град все же был затоплен в наказание. Местные жители якобы поклонялись некоей лесной богине по имени Девка-Турка, однако постепенно перестали оказывать ей должные знаки уважения и бояться ее. Богиня, ясное дело, разобиделась и наслала на город своего коня, который ударил о землю копытом, и — город провалился под землю, а на его месте образовалось почти идеально круглое озеро. О языческом происхождении этого места говорит и название озера — Светлояр, т. е. Светлый Яр (Ярила — языческий бог солнца).


Фактология


Конечно, как и любая легенда, сказание о Китеже имеет под собой реальную основу. Давайте посмотрим фактологию.
Озеро Светлояр действительно существует. Находится оно в Нижегородской области, неподалеку от с. Владимирское. Длина озера составляет 210 м, ширина — 175 м, и его вполне можно посчитать почти круглым. Ученые пока не дали однозначного ответа на вопрос о его происхождении. Одни считают, что оно имеет ледниковое происхождение, другие — что карстовое, третьи и вовсе утверждают, что оно появилось в результате падения метеорита. Кстати сказать, во втором и третьем случаях некий населенный пункт, находившийся на этом месте, вполне мог уйти под воду, положив начало легенде о Китеже.
В 1960-х гг. Светлояр изучали аквалангисты. Они выяснили, что подводная часть озера уходит вглубь уступами, что говорит о поэтапном формировании озера. Первое опускание озера произошло примерно 5000 лет назад, второе — около 1000 лет назад, третье — 700—800 лет назад, т. е. как раз в период нашествия хана Батыя на Русь. Таким образом, если на месте озера в указанный период существовал город, он должен находиться на глубине около 36 м, а дно на этой глубине еще практически не исследовано.
Князь Юрий Всеволодович тоже вполне реальный персонаж, который вел совсем не мифическую борьбу с монголо-татарами. Орды кочевников под предводительством хана Батыя вторглись на Русь в 1237 г., первым на их пути стояло Рязанское княжество, которое обратилось за помощью к князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу. Однако в помощи им было отказано. Батый разгромил Рязанщину и двинулся на Владимир. Столкновение владимирцев с монголо-татарами произошло у Коломны, во главе русского войска стоял Всеволод — сын Юрия. Монголо-татары одержали победу, и князь Всеволод бежал в город Владимир. После Коломны Батый захватил Москву и пленил еще одного сына Юрия. После этого Юрий Всеволодович собрал войско и отправился навстречу Батыю. Однако пока он стоял лагерем неподалеку от Ростова, монголо-татары захватили Владимир и Суздаль, и вся семья князя погибла в огне. Произошло это 2—3 февраля 1238 г. Увы, сам князь ненадолго пережил свою семью: он погиб 4 марта того же года в битве на реке Сить.
На протяжении многих лет историки считали, что поселения в районе озера Светлояр — это всего лишь миф, т. к. никаких археологических доказательств существования там города или хотя бы поселения обнаружено не было. Однако в 2011 г. на Крестовоздвиженской горе недалеко от озера было обнаружено небольшое неукрепленное селище, в котором проживало примерно 10—15 человек. Ученые уверены: это селище вряд ли было одно, наверняка рядом были и другие поселения, которые ушли под воду в результате оползней. Обнаруженные учеными находки относятся к более поздней, чем нашествие Батыя, эпохе. Однако именно уничтожение этого поселения могло спустя годы превратиться в легенду о Китеже.


Литература


Легенда о Китеже — излюбленный мотив русской литературы начиная с XVIII в., некий общенациональный символ, как его назвал В. П. Шестаков в очерке «Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже».
Собственно, и сама эта легенда стала известна благодаря литературному произведению.
Речь идет о так называемом «Китежском летописце» (правильное название — «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 (1237) сентября в 5 день»), который был написан во второй половине XVIII в. представителями одного из самых радикальных течений старообрядчества, которых называют «бегунами» или «странниками». Ученые предполагают, что это произведение основано на сказаниях, берущих начало в XIII в.
В «Летописце» рассказано о строительстве князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем города Большой Китеж в очень красивом месте — на берегу озера Светлояр, о битве с монголо-татарами и гибели князя. Однако здесь нет и намека на таинственное исчезновение города и какую-либо мистику. В «Летописце» сказано только, что после гибели князя Китеж пришел в запустение.
Мистику в историю о Китеже принесло другое творение старообрядцев — «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Это произведение представляет собой лишенное исторической основы сказание о рае на земле. В нем Китеж — это город праведников, в который может попасть человек, лишенный грехов. Бегство в Китеж автор повести сравнивает с бегством от вавилонской блудницы, явно показывая религиозный характер легенды.
Словом, легенда о Китеже тесно связана с движением старообрядцев, видевших в нем спасение от реальной жизни. Большая заслуга в изучении сказаний принадлежит
П. И. Мельникову-Печерскому, который в 60-е гг. XIX в. собрал целую подборку сказаний, связанных с Китежем. Среди прочих было и «Послание к отцу от сына из оного сокровенного монастыря, дабы о нем сокрушения не имели и в мертвы не вменяли скрывшегося из миру в лето 7209 (1702) июня в 20 день», в котором сын рассказывает отцу о том, что после бегства из дома он добрался до Китежа и теперь живет там среди святых.
Многие российские авторы использовали в своих произведениях легенду о Китеже, многие ученые пытались его найти, а художники — нарисовать. Но как бы то ни было, тайны Китежа по-прежнему остаются тайнами.
Существовал ли этот город на самом деле? Находился ли он на озере Светлояр? Связан ли он как-то с Юрием Всеволодовичем? И конечно же, что на самом деле послужило причиной его гибели? Ответы на все эти вопросы ученым еще предстоит найти. Ведь как показывает мировая история, многие легенды оказываются вовсе не легендами, а былью, лишь слегка приукрашенной людской молвой...

Автор: Анастасия Тищенко

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru