Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Нет ничего практичнее хорошей теории. (Л. Больцман)

Считаете ли Вы необходимым ввести административную ответственность за ошибки в русском языке дикторов телевидения и в печатных изданиях?

Да
Нет
Только в печатных изданиях
Только на телевидении
Не знаю
Мне все равно

Проголосовало: 831
Архив опросов

 

В БОРЬБЕ ЗА ГРАМОТНОСТЬ

Логические ошибки

Правильно!

Логичность — неотъемлемое качество грамотной речи. Именно соблюдение законов логики как на уровне одного предложения, высказывания, так и на уровне всего текста, выступления делает речь понятной, точной, непротиворечивой, последовательной, аргументированной и, соответственно, повышает ее коммуникативную эффективность.

Источник:
http://multiredaktor.narod.ru/page2.html
http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.112
http://nauka-logica.ru/view_logica.php?id=18

Они связаны с нарушением четырех основных законов логики:

а) закон тождества. В широком смысле: предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным; в узком смысле: употребляя в процессе рассуждения какой-либо термин, необходимо использовать его в одном и том же смысле, значении;

б) закон противоречия: утверждая нечто о чем-то, нельзя отрицать то же самое в том же самом смысле в то же самое время;

в) закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно всегда истинно, а другое ложно, третьего не дано;

г) закон достаточного основания: всякое положение, чтобы быть пригодным к доказательству, должно быть само доказано, то есть должны быть известны достаточные основания, в силу которых это положение является истинным.

Несоблюдение данных законов выражается в следующих ошибках:

1. Подмена тезиса: автор изменяет тему и начинает говорить о другом.
Пример. По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с брачным стажем 1 — 3 года. В чем же секрет семейного счастья? Тема развода подменяется другим предметом разговора — семейным счастьем.

2. Неправильное различение тождественного: отождествление контекстных синонимов, отнесение их к одному и тому же предмету за пределами конкретного контекста.
Пример. На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (А. Ахматова). Синонимические отношения между подчеркнутыми словами обусловлены исключительно волей автора, их появление связано с его стремлением достичь определенного художественного эффекта, то есть они обусловлены содержанием данного высказывания и поэтому ограничиваются только им. В связи с этим достаточным основанием для сближения этих слов для автора является их понятийная соотнесенность. В толковых словарях же за данными словами закреплены уникальные значения, не позволяющие им заменять друг друга. Поэтому в рамках лексико-семантической системы языка слова «верста», «миля», «километр» не могут составлять синонимический ряд.

3. Повествовательный алогизм — расположение в одном тексте предложений, в которых утверждается совершенно противоположное.
Пример. Несомненно, взгляд притягивает нетканый гобелен Даши Головизниной. Она с помощью ниток изобразила эмблемы общественного объединения «Родничок», а в центре ковра соткала герб Селтинского района.

4. Мнимое противопоставление.
Пример. Ольга Владимировна привела любопытные цифры: сегодня средний возраст выборгских учителей 45 лет, а молодые специалисты составляют только 9 процентов от общего числа педагогов. Используя противительный союз «а», автор противопоставляет два суждения, которые в смысловом отношении не являются противоположными,  не исключают друг друга.

5. Нарушение причинно-следственных связей.
Пример. В службе погрузки-выгрузки за последние годы немало сделано для механизации трудоемких процессов, однако железнодорожники работают в тяжелых условиях, так как вопросы механизации решаются слабо.

6.Выведение невыводимого: несоответствие посыла и вывода.
Пример. Если говорить о самих состязаниях, то необходимо отметить успех выборжанки Анны Киритчевой, которая в финале личного турнира уступила опытной Майе Кочмазовой из Северной Осетии. Получается, что автор в своем суждении об успехе девушки на состязаниях исходит из ее поражения.

7. Соединение понятий из разных логических рядов, смешение, сопоставление несопоставимого — логически неоднородных, различных по объему и содержанию понятий.
Примеры. На занятии присутствовали директор, заведующий учебной частью, а также Анна Павловна и Александр Сергеевич. Связка а также подразумевает, что ряд должен быть продолжен наименованиями должностей людей, а не их именами и отчествами.
Стилистика общественно-политических текстов заметно отличается от научно-популярных текстов. Получается, что стилистика сравнивается с научно-популярными текстами.
Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы». Получается, что автор приравнял язык и действующих лиц, сопоставил их как понятия одного порядка.

8. «Ломаная метафора» — логическая несочетаемость двух метафор.
Пример. Пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы.

9. «Логический скачок» — пропуск звена в объяснении.
Пример. А самое главное — это ваша поддержка, которая так необходима дочери в переходном возрасте, и ваши старания не пройдут незамеченными.

10. Амфиболия — двойственность или двусмысленность, возникающая из-за того или иного расположения слов или употребления их в различных смыслах.
Пример. Назначены ответственные по работе с детьми из неблагополучных семей, в обязанности которых входит обеспечение их занятости. Трудно понять, в чьи обязанности (детей из неблагополучных семей или ответственных) входит обеспечение занятости, и чьей именно занятости.

Логические ошибки также возникают из-за нарушения правил деления понятия. Их также четыре.

1. Правило обоснованности: деление должно проводиться только по одному признаку, который лежит в основе видовых различий частей.
Например. Имя существительное, глагол и словосочетание. Имя существительное и глагол — названия частей речи, а словосочетание — единица синтаксического уровня, поэтому оно не может входить в этот ряд членов деления.

2. Правило соразмерности: сумма объемов частей текстов (видовых членов деления) должна быть равна объему всего текста (родового понятия).
Пример. Его друзья из выборгского отряда «Поиск» (Алексей Семенов — отмеченный правительственными наградами командир поисковой группы, которая в 2005-м году извлекала человеческие останки из танка Т-26, ныне памятника) помогли устроить Ваню в детский сад. Объем родового понятия не соответствует объему членов деления (указан только один из них — Алексей Семенов).

3. Правило взаимоисключения: понятие должно быть разделено на части так, чтобы каждая из этих частей исключала другие.
Пример. Прекрасно представлено декоративно-прикладное искусство — литье, металлические иконы. Литье включает в себя металлические иконы. Эти члены деления не исключают друг друга.

4. Правило непрерывного деления: текст (родовое понятие) должен быть сначала разделен на части (виды), для которых он является ближайшим родом, а затем уже на более мелкие части (подвиды), для которых каждый вид выступает как род. То есть при делении понятий должна соблюдаться четкая иерархия.
Например, одновременное деление домов на одноэтажные, кирпичные, новые, панельные, обычные, деревянные, многоэтажные, старые, элитные является некорректным. Видовые понятия «кирпичные», «панельные», «деревянные» должны быть конкретизированы подвидами «многоэтажные», «одноэтажные», а они уже должны быть разделены на «старые» и «новые». «Новые» — на «обычные» и «элитные».

Логичность — неотъемлемое качество грамотной речи. Именно соблюдение законов логики как на уровне одного предложения, высказывания, так и на уровне всего текста, выступления делает речь понятной, точной, непротиворечивой, последовательной, аргументированной и, соответственно, повышает ее коммуникативную эффективность.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ

В борьбе за грамотность /

Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения

Комментарий: *

Имя/псевдоним: *
   Заменить картинку
Символы на картинке: *
В борьбе за грамотность /

Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения

Текст: *

Файл изображения:
(не более 5 Мб, в формате gif,png,jpeg)
Контактный e-mail: *

Согласен (согласна) получать ответ на указанный e-mail
Имя/псевдоним: *
   Заменить картинку
Символы на картинке: *
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru