Наша газета
Развлечения
Фотогалерея
 
 
Менее всего просты люди, желающие казаться простыми. (Л. Н. Толстой)

Считаете ли Вы необходимым ввести административную ответственность за ошибки в русском языке дикторов телевидения и в печатных изданиях?

Да
Нет
Только в печатных изданиях
Только на телевидении
Не знаю
Мне все равно

Проголосовало: 683
Архив опросов

 

Религия восточных славян

№03 (257) от 10-02-2014

Если спросить даже вполне образованного русского человека, с чего началась история его государства, он наверняка ответит — с Рюрика или с крещения Руси. А ведь Рюрик пришел (если вообще пришел) отнюдь не на пустое место, не к дикому народу, которому он едва ли не в один день принес государственность. У народов, которые вошли в состав Руси и многих других государств, была своя культура — богатая, интересная и, к сожалению, почти нам незнакомая.
В этой статье я хотела бы немного рассказать о религии восточных славян, хотя язычество, которого придерживались наши предки, в строгом смысле нельзя назвать религией, скорее — комплексом верований и обрядов. Более того, нельзя сказать, что все славянские племена поддерживали единую систему верований. Однако их представления об окружающем мире и, соответственно, населявших его божествах и мифических сущностях были в целом очень похожи.

Язычество славян — очень красивое и поэтичное, вдохновленное исконной красотой природы и построенное на естественных природных явлениях. Славяне верили, что окружающий их мир — это нечто живое, наделенное разумом и духом. Славянские божества не были отстранены от людей. Напротив, они принимали активное участие в жизни своих смертных подопечных, более того — обладали всеми их достоинствами и недостатками. А потому их можно было и разгневать, и задобрить, и обидеть.
На формирование верований восточных славян оказали большое влияние индоевропейцы. Ученые считают, что некоторые боги славян, например Перун и Стрибог, «пришли» к славянам именно от индоевропейских народов. Оказали свое влияние кельты, скифы и сарматы. Во многом похожи верования славян и балтов (и те и другие верили, например, в Перуна и Велеса), есть сходство и с другими народами.
Впрочем, нельзя сказать, что религия восточных славян изучена так уж хорошо, ведь письменных источников, по сути, нет, а значит, ученым приходится во многом основываться на догадках и косвенных исследованиях (например, лингвистических), а также на крайне редких рассказах иностранных летописцев и более поздних русских. Именно поэтому часто встречаются разночтения даже в отношении богов. Посмотрим, что же удалось выяснить ученым.

БОГИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Главным божеством у восточных славян в I тысячелетии до нашей эры был Перун — бог грозы, молнии, войны и оружия. Некоторые исследователи (например, С. М. Соловьев) называют Перуна Сварогом. По другим источникам, Сварог и Перун — два разных бога, Сварог — это бог-кузнец, покровитель огня. А был еще и Сварожич, который олицетворял собой огонь.
Хорс — бог, который олицетворял собой солнце, нам он более известен как Ярило. Покровителем солнца считался и Даждьбог, который замыкал зиму и отмыкал весну, а также покровительствовал свадьбам. Даждьбогу в славянском пантеоне отводилась очень важная роль: он считался предком русских людей. Здесь опять возможны разночтения, т. к. некоторые исследователи (например, О. М. Бодянский) высказывали мнение, что Хорс и Даждьбог — это одно и то же божество.
Богом ветра у древних славян был Стрибог, а, пожалуй, главным женским божеством была Макошь — покровительница ткачества и прядения. Впрочем, Макошь — тоже весьма противоречивый персонаж. Многие ученые считают, что она была богиней плодородия, а не только покровительствовала ткачихам. Вера в Макошь была довольно широко распространена среди крестьянок даже в XIX в. Богиней весны, покровительницей любви и брака была Лада.
Покровителем скота считался бог Велес (или Волос). Впрочем, есть мнение, что он был покровителем поэзии. Бог Род и Рожаницы олицетворяли собой судьбу каждого человека (оттуда и фраза «что на роду написано»).

И НЕ ТОЛЬКО БОГИ


Конечно же, вышеперечисленными персонажами пантеон восточных славян не ограничивался. Ведь помимо солнца на небе были его родственники — месяц и звезды, были свои покровители у рек и гор, у различных ремесел.
Помимо высших богов, мир древних славян населяли низшие боги: духи, оборотни и прочие загадочные и не всегда добрые существа. Злобными существами считали бесов, которые обитали в опасных для людей местах. К ним относились лешие, обитавшие в лесной глуши, болотники — хозяева болот, водяные, жившие в омутах. А самыми опасными считались демоны человеческого происхождения (люди, которые не смогли нормальным образом окончить свой земной путь) — вурдалаки, упыри, русалки и ведьмы.
Болезни же приносили существа, которых звали Лихорадка, Мимохода, Кикимора и другие.
Язычество древних славян было тесно связано с природой. Неудивительно, что объектом поклонения для них служили и творения природы: деревья, камни, реки, озера, даже колодцы. Еще одним предметом поклонения служили курганные некрополи — места обитания предков, здесь совершались поминальные трапезы.
Любопытно, что и в жилищах древних славян существовали предметы, окруженные религиозными ритуалами, например печь. Ведь именно за печью обитали духи дома — домовые, к которым с разными просьбами обращались хозяева дома. А еще в печи горел огонь — выразитель божественной воли.

ЖРЕЧЕСТВО И ИДОЛЫ


В исторических источниках часто упоминаются волхвы — жрецы древних славян, которые вели борьбу с наступающим христианством. Однако на самом деле о славянских жрецах неизвестно практически ничего. Остается открытым даже вопрос их существования. Вполне может быть, что функции жреца при проведении религиозных обрядов выполняли старейшины.
Не обнаружено и никаких упоминаний культовых храмов. Однако некие святилища у восточных славян, конечно же, были, их принято называть капищами. Располагались они в трудно­доступных местах, на поляне или вершине холма, и представляли собой округлую площадку, центр которой был либо углублен, либо, наоборот, приподнят. Вокруг этой площадки копали рвы и делали насыпи, иногда ее огораживали частоколом. Ров иногда имел восемь дугообразных выступов, напоминающих цветок. В этих дугах во время культовых церемоний разжигали костры. В центре площадки устанавливали идолов (чаще всего — деревянных), а рядом располагался жертвенник. В более ранние времена в качестве жертвенников использовались огромные камни и даже горы.
Идолы древних славян представляли собой деревянные или каменные изображения их богов. Некоторые из них сохранились до наших дней и были обнаружены во время раскопок. Самым известным из найденных идолов является Збручский четырехглавый идол, который был обнаружен в XIX в. у реки Збруч (приток Днестра). Идол представляет собой столб с четырьмя гранями. Высота его — почти 3 метра. На каждую грань столба были нанесены изображения, разделенные на три горизонтальных яруса. Такое деление символизировало деление Вселенной на мир богов (небо), мир людей (землю) и преисподнюю, обитатели которой держат на себе землю. На вершине каждой из четырех граней была высечена фигура божества в полный рост. На главной грани была изображена богиня плодородия с рогом изобилия в руке, слева от нее — бог, сидящий на коне и с саблей, вероятно — Перун. Справа и сзади от богини плодородия располагаются женская (Лада) и мужская (Даждьбог) фигуры. Там, где расположен ярус, символизирующий землю, неизвестные авторы разместили фигурки мужчин и женщин, водящих хоровод. В подземном царстве находятся изображения трех усатых мужчин, видимо, подземных богов.
Среди ученых не утихают споры о подлинности этого известного археологического памятника, однако официально он пока датируется X веком н. э.
В целом же можно сказать, что славянские идолы представляли собой антропоморфные (человекоподобные) фигуры высотой 2—2,5 метра. Они имели четкие черты лица и, как правило, какой-либо символ, указывающий на принадлежность идола (например, знак солнца или оружие). Были у славян и небольшие идолы, они, как правило, располагались не на капищах, а в домах и охраняли семью, в доме которой находились.
Большинство идолов древних славян создавались из дерева, именно поэтому они практически не сохранились до наших времен. Судить о них мы можем только по описаниям. Например, известно, что князь киевский Владимир Святославович приказал поставить в Киеве огромные и роскошно украшенные идолы. У идола Перуна была серебряная голова и золотые усы.
В жертву идолам приносились животные, часть урожая (например, зерно), практиковались и человеческие жертвоприношения. Таким образом древние славяне старались задобрить своих богов. Возле идолов проводились разные важные действия: здесь давали клятвы, гадали на будущее, бросали ритуальный жребий.
После того как на Русь пришло (и отнюдь не мирно) христианство, языческие верования славян не исчезли бесследно. Они слились с новой религией, придав ей весьма своеобразный колорит, который сохранился до наших дней. Слияние языческих верований с христианством и создало современные религиозные традиции, многие из которых лишь с большим трудом можно назвать христианскими.

Автор: Анастасия Тищенко

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 41б.
Администрация: т./ф. (863) 262-50-37, e-mail: orientir@rostovgrad.ru
Служба разработки и сопровождения веб-сайтов и ПО: т./ф. (863) 262-57-53, e-mail:admin@rostovgrad.ru
Служба профессионального образования: т./ф. (863) 262-46-41, e-mail:grafik@rostovgrad.ru